Главная Новости

Координация рук – и никакого мошенничества!

Опубликовано: 02.12.2018

видео Координация рук – и никакого мошенничества!

Упражнения с мячом для развития ловкости и скорости рук

Как получаются «зажатые руки»?



   Зажатые руки – всеобщая координационная трагедия.

Они доставляют больше всего беспокойства. Учителя «классической школы» сталкиваются с этой «проблемой» сразу, и трудятся над руками ученика в первую очередь и всю жизнь. Как много детей пришли учиться музыке, чтобы уйти с округлыми ладошками и прямой кистью, но без малейшего желания играть!  


идеальная координация

Я не знаю другой профессии, связанной с работой пальцев, где было столько одержимости с «проблемой рук». 

Никогда не видела, чтобы годовалых малышей, едва научившихся  стоять на ногах, тренировали ходить балетным шагом – «а то у них разовьется неправильная походка». Тем более не видела, чтобы карапуза, впервые схватившего ручонкой ложку, стали учить правилам этикета, и дико нервничали, что он «до сих пор не владеет ножом». 

Порой мне кажется, что учителя фортепиано – выходцы с другой планеты. Очевидно, дети там рождаются поголовно с «округлыми» руками и сразу начинают играть с листа с динамикой. А «зажатые руки» — редкий врождённый дефект, и миссия настоящего учителя — спасти ученика, исправив ему руки как можно скорее! 

Вы ещё не вызубрили ноты, а учитель уже трудится над постановкой рук. Он просит вас округлить ладошку и долго рассказывает, как именно это сделать. Представьте: вы пришли в класс вождения. Вам очень хочется поскорее сесть за руль и поехать! Но инструктор – человек долга. Главное для него — руки. Ваши руки должны смотреться на руле расслабленно и свободно. Руль вы должны поворачивать легким движением кисти – иначе вы никогда не сможете «правильно рулить»! Вы не в состоянии плавно тронуться и остановиться, всё время включаете не ту скорость, постоянно врезаетесь в кусты и бордюры – но инструктора это мало волнует: он постоянно ругает вас за «некрасивые руки». 

Между прочим, зря бы он старался! Не знаю, как вы, но когда дошло до дела, я вцепилась в этот руль мертвой хваткой и боялась пошевелиться! И лишь много позже, набравшись опыта, я научилась вести машину  совершенно свободными руками.

Шутки на тему «как держать кисть руки»

Вспомним стадии освоения. 

Вот учитель показал вам, как правильно держать кисть руки. Если вы повторили это успешно, вы прошли «стадию проговаривания» навыка с помощью своих мышц. 

Когда вы запомнили, как надо держать руку, и можете свободно представить это – вы освоили это в уме.

Когда вы научились правильно держать руку на столе, на фортепиано или на чём угодно – вы усвоили навык на уровне «грамматики». 

Если вы применяете это к постановке обеих рук при игре на инструменте – это ваше «ручное» творчество. 

Шутка в том, что это вряд ли поможет вам  играть на фортепиано. Застывшая в красивой позе  «правильная» рука не имеет ни малейшего отношения к технике пальцев и работе с клавишами!  Пока человек не освоил механику игры на инструменте, изящно выстроенный процесс постановки «округлой кисти» — пустая трата времени и сил. «Красивая рука», сколь бы не вызывала умиления, не может быть опорой в игре на фортепиано,  потому что свобода мышц — не навык, а следствие физического развития.

Прибаутки на тему «ощущения тяжести руки»

Это известное упражнение учит играть одну произвольную клавишу одним пальцем на фортепиано. Так, дескать, человек учится чувствовать тяжесть своих рук и постигает туше – извлечение звука клавишей. На самом деле, можно провести много месяцев, погружая руку ребенка в клавишу и выгружая её из клавиши. Но к действенному ощущению клавиатуры это не приблизит ни на шаг! 

Вспомните, сколько раз вам приходилось мерить у зеркала новые туфли. Помогало ли это разносить их?.. Увы! Только проносив их две недели и избавившись от последнего мозоля, вы больше не ощущаете их на ноге, и к вам приходит свобода движений. 

Коллеги! Не проще ли прекратить красоваться перед зеркалом, а куда-нибудь сходить? 

Ощущение собственных рук и клавиш может дать только реальная игра гамм и упражнений.

И тут я совершенно серьезна!

Первые шаги фортепианного «хождения»

Игра – это работа всех пальцев в заданной последовательности. Восприятие и сознание должны взять под контроль все нужные для игры мышцы. Для этого мышцы должны работать.

При условии, что упражнение простое и легко запоминается, а работа по его разучиванию не отвлекает от главного – освоения первых навыков «хождения» — это самый действенный способ научить руки и пальцы работать, как требуется.

Ключевое слово для начинающего пианиста –  фортепианное хождение . Поставив пальцы на клавиши, мы превращаемся в годовалых малышей, которые учатся делать первые шаги от клавиши к клавише. С той только разницей, что «ног» у нас как минимум пять! 

Есть один способ научиться ходить: больше ходить. Упражнения и пьесы – дозированные прогулочные маршруты. Активное гуляние по клавиатуре помогает достичь множества полезных целей. 

Во-первых, это развивает координацию пальцев и «взаимопонимание» с клавишами.

Во-вторых, тренирует восприятие фиксировать эту координацию вместе с клавишами. 

В третьих, это позволяет освоить клавишное пространство зрением. После нескольких путешествий вперед и назад оно престаёт страшить, становится более доброжелательным и понятным.

В четвёртых, это помогает потихоньку запомнить, как черные клавиши группируются по две и по три, и как белые организованы по октавам и по порядку. Путешествие по неизвестной местности поможет понять её куда лучше, чем «клуб теледомапутешественников»!

И в пятых, это помогает использовать уже освоенный музыкальный алфавит на клавишах. 

Эффективность упражнений удваивается, если использовать наклейки – карту с названием клавиш, и пропевать каждую нажимаемую клавишу пьесы сольфеджио.

Многие ругают упражнения за их скучность и механичность.  И опять это – взгляд зрелого музыканта. А в самом начале пути всё наоборот. «Заданность» упражнений, их предсказуемость и повторность — хорошая опора для первых навыков «хождения». Простое, повторное движение быстро запоминается – и внимание освобождается для координации пальцев и рук.  Вместо того, чтобы напряжённо расшифровывать, «куда идти дальше и как узнать, куда идти», ученик может двигаться на «автопилоте» и наблюдать за пальцами или звуком, постепенно развивая «чувство баланса».

Каждый дошкольник может бегать по клавишам!

Осваивать технику игры можно так же легко и свободно, как кататься на трехколесном велосипеде. Более того – нужно!

Чтобы обучить своих малышей «ходить пальчиками по клавишам», я выбрала несколько самых простых упражнений. Нам нужно  «проходить» клавиатуру поступенно с подкладыванием пальцев (до мажор в расходящемся движении), поступенно с помощью небольшой растяжки (Ганон №1), с помощью чередования белых и черных клавиш (хроматическая гамма) и трех клавиш одновременно (трезвучия). 

Игру упражнений я разучивала с детьми разного возраста. Легкость, с которой они схватывали эти движения, удивляла меня, и постепенно возраст моих учеников опустился… до двух лет! Оказывается, в два года большинство малышей уже владеют координацией своих пальчиков, и вполне способны «ходить по клавиатуре» обеими руками. 

Выбор упомянутых упражнений не случаен. Вначале я отобрала те из них, которые бы очень просто копировались и запоминались, но давали максимальную координационную свободу. Потом я проверила, как относятся к этим упражнениям дети и насколько они эффективны для развития координации. Оказалось, что я не ошиблась. Упражнения, которые будут описаны ниже, действительно помогают детям освоить клавишное пространство, и они с большим удовольствием «бегают по этим дорожкам» несколько раз в день.

Однажды мама одного из моих 3-х летних учеников рассказала о своём малыше. Разучив упражнения, он так увлекся ими, что едва завидев клавиши, тут же рвался «походить по ним пальчиками». Оказавшись в магазине музыкальных инструментов, он по-деловому приблизился к самому большому роялю и стал играть обеими руками хроматическую гамму, двигаясь вдоль клавиатуры вслед за своими руками. Публика пришла в неописуемый восторг, а он долго и сосредоточенно играл, не обращая ни малейшего внимания на взрослых.  Он был счастлив – он ДЕЛАЛ ЭТО.

Умение делать что-то своими руками – главное удовольствие для маленьких детей. У них ещё жив самый мощный и естественный стимул обучения – восторг победы! Игра упражнений — именно то, что им нравится. 

Вот краткое описание упражнений, которые служат в моем классе опорой для развития координационной техники.

Растяжки, или Ганон №1

Я начинаю с «растяжки» – упражнения Ганона. Это — «ключ зажигания» для машины, именуемой рукой. Ганон помогает проходить всю клавиатуру, используя все пальцы поочередно. Он дает восприятию важный урок: «океан клавиш не так уж велик, и его можно переплыть». Он показывает, как передвигаться в пространстве клавиш кругообразными движениями, и как растягивание помогает перескочить через клавишу, чтобы продолжать движение. 

Новички играют Ганон плоскими пальчиками, что естественно, потому что задача этого упражнения – «разбудить» механику руки и заставить каждый палец работать самостоятельно. Они получают  простое руководство к действию: растянуть, раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Позже, когда пальчики заработали, дети легко ставят руку куполообразно и начинают опираться на кончики пальцев.

Хроматическая гамма, или 

«Белый кот, Черный кот и Мышка»

Это упражнение помогает собрать кисть руки в правильную горсть: оно нагружает только сильные пальцы – первый и третий, и это освобождает кисть от напряжения. Эта гамма чрезвычайно полезна для освоения белых и черных клавиш, необходима для правильной постановки большого пальца. Игра хроматической гаммы двумя руками очень развивает способность к концентрации: на промежутке между черными клавишами каждая рука использует противоположную аппликатуру.

Трезвучия,  или «три сестры – три брата».

Трезвучия учат координации одновременно трех пальцев руки. Вначале это очень трудно, и дети путают 1, 3 и 5 пальцы со 2 и 4. Разделив пальчики на «девочек» и «мальчиков» по кодировке клавиш, мне удалось обратить внимание детей на разницу этих двух групп пальцев. Вначале, когда упражнение играется отдельными руками, дети следят, чтобы в группу 1, 3 и 5 не затесались «непрошенные гости» 2 и 4. Чтобы совладать с координацией этих пальцев, они играют трезвучие много раз. 

Позже, когда это дается им без труда, мы начинаем играть трезвучие пооктавно и в быстром темпе. Это помогает детям освоить октавы на мышечном уровне.

Потом упражнение играется обеими руками — и развивает координацию обеих рук.

До мажор в расходящемся движении

Это упражнение совершенно симметрично. Оно учит подкладывать первый (большой) палец для непрерывного проигрывания гаммы. Гамма играется в расходящемся движении, поочередно каждой рукой, от «до» первой октавы и до конца клавиатуры. 

Сначала мы выучиваем «магическую формулу»:

123 – 1234 – 123 – 1234 — 123 и т. д.

Когда каждая рука освоила эту работу, мы ставим оба первых (больших) пальца на «до» первой октавы и начинаем играть гамму «до упора» — «пока рук хватает». Это упражнение мощно развивает навык «слепого» ощущения клавиш и технику противоположного движения. Оно помогает «присвоить» расположение белых клавиш и их звучание по порядку.

Дорогу осилит идущий!

Можно ли новичку играть упражнения прямыми растопыренными пальцами и неритмично? Запросто! 

Более того: именно так ему и нужно играть. Ведь иначе он пока просто не может.

Однажды у меня в гостях был профессор, преподающий музыку. Увидев видеозапись моего трёхлетнего ученика, играющего Ганон, он очень возмутился: «Мальчик играет неправильными руками!»  «Но ему только три! – возразила я, — координация только начинает развиваться!» «Или округлыми руками – или никак!» — отрезал профессор. Тогда я показала ему запись детей постарше. «А как руки у этих учеников?» — спросила я.  «Вот это – то, что надо. Я же говорил: нельзя так рано начинать!» — удовлетворённо подытожил профессор. Он не знал, что эти дети, так свободно играющие «округлыми» руками, несколько лет назад точно так же пугали профессионалов, нащупывая дорогу по клавишам «неправильными» руками.

О каких «округлых кистях» новичка мы говорим? Его путешествие по клавишам ничуть не отличается от их первых шагов, сделанных маленькими гнущимися ножками навстречу маме! Конечно, его пальцы торчат в разные стороны, а чтобы нажать мизинцем, он привлекает вес всей руки.  Ощущение клавиатуры придёт к нему только с развитием координации. Заработав и освоившись, рука легко принимает естественное, округлое положение. И нет никакой зажатости! Когда знаешь, куда идешь, появляется легкость походки! 

Уважаемые коллеги! Проблемы «неправильных рук» не существует. Мы сами выдумали её. Соревнуясь, у чьих учеников «красивее руки», мы тешим только своё самолюбие. А вот проблема «зажатых» рук вполне реальна — но дети тут ни при чём.  Это мы «зажимаем», а точнее — отбиваем руки нашим ученикам, пытаясь добиться от них «правильной постановки рук» прежде, чем хоть чему-то их научим.

Главная опора для координационной техники игры — освоение всего фортепианного пространства. Не «ощущение веса руки» путём нажатия случайной клавиши, а проработка всех клавиш освобождает руки начинающего и придает им уверенность. Подумайте сами, где вы будете чувствовать себя увереннее: там, где вы знаете каждый угол – или там, где знакома лишь пара случайных мест?

Развив координацию до уровня «свободного бегания» вперёд и назад по клавишам, ребёнок хочет сделать что-то новое. Можно приступать к освоению новых «трюков» — ученик воспринимает их с радостью и восторгом. Теперь он может:

— учиться играть ритмично и с помощью метронома,

— учиться играть громче и тише, связно (легато) и отрывисто (стаккато),

— учиться играть на фортепиано и без стикерсов – наклеек на клавиши.

Кстати о стикерсах. Как выяснилось, их роль для зрительного восприятия ребенка просто неоценима. Зрительная информация на клавишах — важнейшая опора для развития координационной техники. Об этом стоит сказать особо.

Как завоевать доверие восприятия

Если вы не хотите удариться, не ходите в кромешной тьме.  

Когда я только начинала учиться, я нашла «клад» — небольшую  щербинку на клавише своего пианино. Спасибо тому, кто её сделал! Она служила мне верой и правдой несколько лет — пока я окончательно не запомнила клавиши пальцами. Щербинка находилась рядом с нотой «до» — она была «ре»! Разучивая новые пьесы, я смотрела на неё, как капитан корабля смотрит на маяк. Даже теперь я вспоминаю об этой щербинке с любовью и нежностью. Она спасала меня, как утопающего соломинка!

Поэтому я придумала стикерсы, которые приклеила на каждую клавишу. Это – карта местности. Она дает новичку всю необходимую информацию. На каждой клавише я поставила ее название, краской обозначила, будет ли эта нота на линейке или между, и для полной уверенности добавила линейки скрипичного и басового ключей в виде зеленых и коричневых полосок. Клавиши, нотный стан и звук стали теперь единым пространством. Дети избавились от многих часов неплодотворной  мыслительной работы — и сосредоточили  внимание на координации  и чтении нот.

Сделав это, я получила много писем с вопросами от коллег: а не повредит ли такое простое решение развитию самостоятельного мышления?.. Не отобьёт ли это у детей желание думать?.. И мне всегда хотелось спросить: скажите, коллега, для чего приходит к вам ученик? Чтобы научиться играть – или чтобы думать?..

Когда вы едете в другой город и не знаете дороги, вы берёте  карту. И вы будете заглядывать в нее, пока не запомните дорогу. И вот вы пришли за картой, а продавец карт говорит: «Не бери карту, приятель! С картой ты разучишься самостоятельно мыслить и решать проблемы, и никогда не сможешь развить в себе биологический компас!» Что вы ему ответите?.. 

Естественное желание человека — добраться до конца пути, а не застрять наглухо где-то посередине. Отчего же в музыкальном обучении мы должны сидеть и напряжённо думать, когда можем  свободно путешествовать и получать от этого удовольствие?

Многие педагоги уверены: опираясь на подсказку, человек будет пожизненно от нее зависеть. Они не понимают, как работает восприятие при обучении. У него есть два свойства. Первое: новое воспринимается настолько, насколько оно понятно. Чтобы воспринять нечто, человек должен иметь какие-то ориентиры. И второе: «поняв» что-то, восприятие тут же расширяется. Оно не сидит на месте! Приняв подсказку и почувствовав себя защищено, восприятие начинает осваивать местность вокруг, отходя от исходного «гнездышка» все дальше и дальше. 

В каждом из нас живет исследователь! Но главное для каждого исследователя — «свой домик», место, куда он всегда может вернуться, чтобы не заблудиться. И чем шире становится наш мир, тем шире и безопасная зона. Так, начиная с двух-трёх счетных палочек, мы постепенно переезжаем в дом по имени «таблица умножения»,  а ещё позже можем выстроить себе «дворец» по имени «интегралы». 

Я часто бываю свидетелем такого «новоселья», когда, придя на урок, мои малыши гордо говорят: «Я больше не играю со стикерсами!» И попробуй их только заставь! Для них это — личное оскорбление. Освоив и отработав новый уровень, восприятие начинает скучать и отвергать его – как подросток детскую песенку, из которой давно вырос. В моей студии всегда стоит инструмент без стикерсов, но с небольшой заставкой позади клавиш, на которой показана все та же «карта дороги». Через некоторое время дети, садясь за  инструмент, демонстративно вынимают её. Теперь она им даже мешает! 

Уверена: использование стикерсов или клавишной карты не просто гуманно по отношению к нашим ученикам. Это также и акт уважения к их неопытности, и право на эту неопытность. Давая новичку подсказки и предупреждая его затруднения, мы проявляем громадный акт доверия к его восприятию. Мы не наказываем ребенка за то, что он – ещё ребёнок. Не издеваемся, как злые надсмотрщики: дескать, вот тебе проблема и посмотрим, как ты с ней справишься! Мы даем руку помощи, как друзья: опирайся, пока тебе нужно. Я в тебя верю – ты обязательно окрепнешь. И восприятие, почувствовав нашу помощь, начинает с нами благодарно сотрудничать. Вместе с огромными успехами, в человечке растет самоуважение и вера в собственные силы.

А вот что происходит с восприятием на уроке «надсмотрщика».

Много шума из ничего, или поиски «до» первой октавы

Как выглядит клавиатура фортепиано? Огромное множество абсолютно одинаковых клавиш. И лишь чёрные клавиши, к счастью, немного не симметричны. Пару черных клавиш в центре клавиатуры принято считать ориентиром. Слева от них – нота «до» первой октавы. «Тут, по средине, — загадочным голосом говорит учитель, – где находятся две черные клавиши, рядом с левой клавишей находится нота С, или «до»!»

Уверяю вас, даже приключенческий диснеевский мультфильм о том, где «приютилась» на клавишах нота «до», не прибавит способности сразу видеть её на реальных клавишах. Белая плоскость, поделенная на несколько десятков равных отрезков – всё равно, что необъятное снежное поле, на котором нужно отыскать белую мышь. Это для взрослых «два» и «три» — просто, а для ребёнка — вовсе нет! У него ещё нет нужных навыков. Сначала ему нужно пройти стадию проговаривания счета: «раз-два», «раз-два-три», потом осмыслить разницу, а потом научиться схватывать ее зрением на лету. И лишь потом, постепенно, появится способность считать в уме и сразу различать число клавиш! 

Чтобы мои маленькие ученики слету определяли, где две черные клавиши, а где три, нужно потратить несколько недель.  Я вырезала из бумаги фигурки животных. Динозавров надо положить на три клавиши, а лошадей — на две. Дети аккуратно раскладывали эти фигурки по местам, но без них ещё долго затруднялись ответить слету, где две клавиши, а где три. 

Значит, и тут большинство педагогов игнорирует постепенность восприятия. Они действуют так, будто ученик уже умеет быстро считать в уме, и клавиатура для него — уже знакомое и разученное пространство. Но ребёнок – не взрослый! Ждать от новичка, что он сядет, окинет орлиным взором инструмент, мгновенно сгруппирует все черные и белые клавиши и тут же разделит их на октавы – мягко говоря, наивно. Если ребенок сосредоточен на чёрных клавишах, то он уже не может следить за белыми. А если сфокусировался на белых — совершенно не в состоянии отслеживать и черные, две их там, или три.  Вспомните зеркала в машине.  В таком же замешательстве и начинающий, сидящий перед морем клавишей. 

Но и это еще не все!

Ведь нота «до» находится СЛЕВА  от двух черных клавиш, которые ПОСЕРЕДИНЕ. Как мы уже выяснили, «слева» – вовсе не подсказка для малыша. Это слово мало о чём говорит ему – оно ещё не усвоено мышцами. «Посередине» — тоже загадка ещё та. Начинается второй акт драмы «борьба за запоминание ноты до». Выглядит это примерно так:

Поблуждав туда-сюда по инструменту, зрение пытается из массы черных клавиш выделить две. Наконец оно останавливается на парочке клавиш. Вроде бы, они посредине?.. Ученик ёрзает, пытаясь определить, насколько они посередине… по отношению к его туловищу. Теперь – контрольная по математике. Два или три – вот в чем вопрос. Кажется, два. Ура! Мы на месте назначения. А что же такое «лево»?.. Так, кажется «право» – это то, чем я пишу, стало быть лево – это противоположное. Вот туда! Смотрим на две чёрные клавиши: какая ближе к той руке, которой я не пишу? Она и есть — лево. С неё нужно соскользнуть на белую, опять влево. Вот она. Ура! Нашли! А дальше что?

А дальше будем так же искать все остальные ноты по порядку! Как водится, без знания музыкального алфавита! Ура?..

Вот в таких барахтаньях и блужданиях проходит невинное, мимолётное для учителя обучение ноте ДО. Что-то совсем далековато до игры  двумя руками, вам  не кажется?

rss